RA6FHO Суббота, 2024-04-20, 1:32 PM
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » Авто [ Добавить статью ]

Зарядное устройство-автомат
Описывемый ниже автомат предназначен для обслужива­ния двенадцативольтовых кислот­ных аккумуляторных батарей. Он может быть использован и как мощный источник переменного напряжения 12 В для питания вулканизаторов, переносных ламп и другого оборудования. Устрой­ство не содержит дефицитных деталей, просто в эксплуатации и вполне доступно для повторения даже начинающим радиолюбите­лям. Основные характеристики автомата Ток зарядки, А на пределе 5 А . 5,8…4,5 на пределе 2 А . 2...1,5 Ток разрядки, А . 2... 1,5 Мощность, потребля­емая от сети переменного тока в ре­жиме зарядки, Вт, не более .... 150 Ток, потребляемый автоматом от заря-­ жаемой батареи по окончании цикла зарядки, мА, не бо-­ лее ………17 Мощность, потребля­емая нагрузкой с гнезда «12 В», Вт, не более .... …………..80 Автомат может работать в одном из трех режимов: двух автомати­ческих — «АП», «КТЦ» или «Ручн.». Режим «АП» предназначен для автоматической подзарядки бата­реи. В его основу положена функциональная зависимость на­пряжения на зажимах батареи от степени ее заряженности. При достижении напряжения 14,6... 14,8 В автомат отключился от сети. Цикл зарядки повторится, если напряжение батареи станет ниже 12,8...13 В. Режим «КТЦ» — контрольно-тренировочный цикл — предназначен для десульфатации пластин батареи. Он представляет собой многократное чередование режимов зарядки до напряжения 14,6...14,8 В и разрядки до 10,6...10,8 В. В автоматических режимах уст­ройство не боится замыкания вы­ходной цепи при отключенной батарее. В режиме «Ручн.» автомат ис­пользуют в качестве обычного зарядного устройства. Принципиальная схема автомата показана на рис. 1, Узел стаби­лизации и ограничения зарядного тока [Л] выполнен на нелинейных элементах — лампах накаливания HL1 — HL3, включенных последо­вательно с заряжаемой батареей. При увеличении, например, тока зарядки сопротивление нитей ламп увеличивается, препятствуя изме­нению тока. Требуемое значение зарядного тока выбирают тумбле­ром SA3. Напряжение на выводах батареи контролирует триггер Шмитта, вы­полненный на операционном уси­лителе DA1. С параметрического стабилизатора VD6 R5 на вход уси­лителя поступает образцовое на­пряжение, а с делителя R3R4R6 — напряжение, пропорциональное, напряжению батареи. Пусть тумблеры SA2 и SA4 ус­тановлены в положения, показан­ные на схеме, что соответствует режиму «АП». При подключении аккумуляторной батареи ее на­пряжение поступает на делитель R3R4R6. Если оно меньше 14,6... 14,8 В, то на выходе ОУ DA1 установится напряжение низкого уровня, которое откроет составной транзистор VT2VT3. Реле К1 сра­ботает и своими контактами К1.1 и К1.2 подключит трансформатор Т1 к сети. Батарея начнет заря­жаться, о чем сигнализирует све­чение лампы HL5. При зарядке батареи до 14,6... 14,8 В падение напряжения на де­лителе превысит порог срабаты­вания триггера, что приведет к его переключению и установлению на его выходе напряжения высокого уровня. Транзисторы VT2, VT3 закроются и обесточат реле К1 — автомат отключится от сети; лампа HL5 погаснет. Когда напряже­ние на батарее уменьшится до 12,8...13 В, цикл подзарядки повто­рится. Для перехода в режим «КТЦ» переключают тумблер SA4. При этом цикл зарядки батареи про­исходит так же, как в режиме «АП». По окончании зарядки напряжение высокого уровня с выхода ОУ закрывает транзисторы VT2, VT3 и открывает транзистор VT1, который входит в насыще­ние и вместе с резистором R2 шунтирует резистор R6 делителя напряжения. В результате этого снижается порог переключения триггера Шмитта до 10...10,8 В. До этого порога батарея разряжа­ется через резисторы R14—R15, замкнутые контакты SA4.2 и К1.3. Свечение лампы HL4 сигнализи­рует о цикле разрядки. При уменьшении напряжения на выво­дах батареи до 10,6... 10,8 В напряжение низкого уровня с выхо­да ОУ закроет транзистор VT1 и откроет транзисторы VT2, VT3. Реле К1 сработает и цикл зарядки повторится. Используя прибор в качестве источника переменного напряже­ния 12 В, следует отдать пред­почтение режиму «Ручн.», так как во всех остальных автомат под­ключается к сети только в том случае, когда его выход соединен с батареей. Свечение лампы HL5 в этом режиме сигнализирует о включении устройства в сеть. Конденсатор С1 устраняет преждевременно, отключение автомата из-за пульсаций напряжения, ко­торые могут возникнуть при заряд­ке сильно сульфатированной ба­тареи. Конденсатор С2 предотвращает ложное срабатывание автомата от действия помех. Пара­метрический стабилизатор VD5R13 служит для защиты ОУ от пробоя напряжением самоиндукции вто­ричной обмотки трансформато­ра Т1, Вместо операционного усилите­ля К140УД6 в автомате приме­ним К157УД1. Транзистор КТ315Г может быть заменен на КТ315Б, КТ315Е, а КТ361Д — на КТ361В, КТ361К.Вместо ГТ403В подойдут транзисторы ГТ403Г — ГТ403И, а также КТ814В, КТ814Г. Диоды VD1—VD4 из серий Д242, Д243, Д245, ВЛ10 с любыми буквенными индексами; VD7 — любой из се­рий Д226, Д7, КД105. Вместо стабилитрона Д816А можно при­менить Д816Б. Трансформатор Т1 — серийный, ТН-61-220/127-50 мощностью 190 Вт или любой другой, рассчи­танный на мощность 190...250 Вт, с напряжением на вторичной об­мотке 12...19 В при токе 7...8 А. В устройстве использовано реле ПЭ-ЗОУЗ. Оно должно срабаты­вать при напряжении 8...9 В и токе не более 100 мА, поэтому обмотка перемотана проводом ПЭВ-2 0,16 мм до заполнения каркаса. Возможно применение ' реле ПЭ-23УЗ или МКУ-48, обмотки которых придется перемотать, а се­чение провода подобрать экспери­ментально. Контакты использу­емого реле должны быть рассчи­таны на ток не менее 5 А. Тумблеры SA1, SA3, SA4 — ТП1-2, SA2 — ТВ1-4. Лампы накаливания HL1—HL3 — авто­мобильные на 12 В мощностью 40...50 Вт, a HL4, HL5 — любые маломощные на 13,5 и 24 В соот­ветственно. Подстроенные резисторы — многооборотные, из серии СП5, Резисторы R14, R15 — ПЭВ-10. Конденсатор С1 — К53-18, К.50-6 либо К50-16 на напряжение не менее 15 В. Конден­сатор С2 — любой керамический. Соединяют автомат с батареей гибкими проводниками из меди сечением не менее 2,5 мм² с пру­жинными зажимами на концах. Детали автомата смонтированы на печатной плате размерами 80х70 мм из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм (рис. 2). Диоды VD1—VD4 установлены на метал­лическом шасси через изолирую­щие прокладки. Трансформатор Т1 и реле К1 также размещены на шасси прибора. Лампы HL1—HL3 крепят на отдельной плате, кото­рую вместе с резисторами R14, R15 размещают по возможности дальше от печатной платы, рядом с вентиляционными отверстиями в кожухе прибора. При налаживании автомата тумблеры SA2, SA4 сначала уста­навливают в положение, соответ­ствующее режиму «АП», движок резистора R4 — в верхнее по схеме положение. К автомату вме­сто батареи подключают регули­руемый источник постоянного тока и плавно от нуля увеличивают напряжение, При напряжении 8...9,5 В должно сработать реле К1. Далее увеличивают напряжение до 14,б..,14,8 В и подстроечным резистором R4 добиваются выклю­чения реле. Плавно уменьшая на­пряжение, убеждаются в срабаты­вании реле при напряжении 12,8…13 В (если реле не сраба­тывает, то подбирают, резисторы R7, R9). После этого переводят устрой­ство в режим «КТЦ» и отпаивают цепь R14, R15, HL4. Плавно уве­личивая напряжение источника от 5...7 В, убеждаются, что реле выключается при напряжении 14,6…14,8 В. Далее уменьшают напряжение до 10,6…10,8 В и подстроечным резистором R2 добива­ются срабатывания реле. В заключение еще раз проверяют работу автомата в режимах «АП» и «КТЦ» и вновь подключают цепь R14, R15, HL4, Следует отметить, что при эксплуатации автомата в режимах «АП» или «КТЦ» с батареями емкостью до 55 А- ч предпочти­тельнее пользоваться пределом тока зарядки 2 А, что исключит чрезмерно частые переключения реле. В режиме «Ручн.» нельзя допускать замыкания выходной цепи.
Категория: Авто | Добавил: ra6fho (2006-11-19) | Автор: Лисицын Антон Николаевич
Просмотров: 10408 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
RA6FHO
Создать бесплатный сайт с uCoz